Леший.рю | Отчеты Давида Левашенко

Отчет о проведенном путешествии и поисках мест для полетов.

Участники: Левашенко Давид, Рыжов Александр, Нагорянский Иван




Территория: Тульская обл., Липецкая обл., Воронежская обл.,
Саратовская обл., Волгоградская обл.
Сроки: с 1 по 10 мая 2009 г.

Мы стартовали из Москвы 1 Мая. Приятная неожиданность, оказывается городские власти узнали о нашем торжественном отправлении на поиски новых полетных мест и развесили всюду праздничные флаги. Наша команда: Саша Рыжов, Иван Нагорянский и ваш покорный слуга. Движемся по М4. Уже на выезде небольшая пробочка из эскорта целеустремленных дачников этак километров на 20. Юра Ефимов, отбывший вечером 30-го из Москвы в Волгоград, сообщает по телефону, что ночью, до развилки с М4 и М6 тащился 5 часов.

Ну вот проскакиваем Кончинку, есть спонтанное предложение Вани: дождаться Волкова с командой и полетать на лебедке… Надо заметить - Ваня не лишен чувства юмора.

1 точка: р. Дон в 5 км восточнее слияния рр. Дона и Непрядвы. Где-то здесь проходила Куликовская битва. Место выбрано грамотно с точки зрения стратегии: поле огромное, но отступать некуда - позади Дон. Да и на параплане не перелететь, слишком низкий берег

(фото1).
Двигаемся дальше.

2 точка: р. Красивая Меча, Ефремовский р-он, с. Слободское. Здесь Красивая Меча образует извилистое русло - меандрирует. Правый берег реки крутой и высокий. В районе с. Слободское, в отношении рельефа склон идеален: высота порядка 90 м без деревьев, небольшой изгиб в виде подковы, ориентированный под ЮВ ветер. Одно лишь сильно огорчает - в 30-50 метрах сзади проходит линия электропередачи. Столбы бетонные - не спилишь. К ЮЗ линия э/п уходит от склона. Возможно, там более безопасно стартовать, а потом можно уходить вправо над деревьями, растущими на склоне



(фото 2,3).

Сегодня добираемся до Липецкой области.

3 точка: р. Сосна. Правый берег высотой 40-50 метров, ориентированный под СЗ ветер. Склон крутой, без деревьев, но внизу спуск непосредственно к реке - садиться негде

(фото4).
Да и ветер нынче не подходящий, так что садиться можем куда угодно…, но без парапланов. Разбиваем бивуак возле воды. Мы с Сашей в палатке, как старшие по званию, а Ване достается (по его же требованию) место в машине. Все довольны

(фото 5).

Утро. День второй.

Ветер тот же самый - СВ-очный. Решаем двигаться в Сторожевое Воронежской области. К полудню добираемся. Уже издали видим летающие серпы парапланов на горизонте.

Точка 4: Сторожевое, склон 120 м над Доном, имеет промежуточную террасу. Весьма протяженный, но ориентирован только под СВ ветер. Верхнее плато открыто только в южной части, средняя часть и северная высажена рядом берез. Всюду палаточные лагеря и масса транспорта, но стартующих совсем немного



(фото 6,7).
Ветер довольно сильный и порывистый. Нас любезно встречает местный народ, с удивлением обнаружив, что мы из Москвы. Видимо москали здесь не частые гости. Сразу же завязываются знакомства. Ожидаем более спокойных условий. Стартуем где-то в 17. Полеты в термодинамике продолжались до 21 вечера. В какой-то момент насчитал 26 парапланов в воздухе, просто толчея. Парапланерные полеты сменились полетами майских жуков и одной радиоуправляемой пилотажной модели. У Саши и Вани проснулись охотничьи инстинкты на майских жуков и они кепками добыли с пару десятков отборных лоснящихся насекомых…

(фото 8)

День третий.

Штиль. К полудню выезжаем. Та же трасса М4.

Точка 5: Донское Белогорье, правый берег Дона, пос. Верхний Карабут. Склоны высокие, но на обозримом пространстве поросшие лесом. Бесперспективно для полетов. Но сверху открывается прекрасный вид за рекой

(фото 9).
Дело к вечеру. Еще решаемся проехать по правому берегу Дона и где-нибудь остановиться у реки. В п. Белогорье пытаемся узнать дорогу и выясняем о наличии в окрестностях какого-то пещерного монастыря. По грунтовке сворачиваем к реке. И тут нам открывается потрясающий вид. Крутой и высокий берег Дона сложенный белоснежным известняком



(фото 10,11).

Точка 6. Крутизна не меньше 45-50 градусов, в верхней части выходы скал, высота метров 60, и протяженность около километра. Склон ориентирован под СВ ветер. Сзади огромное поле без деревьев, но посадки внизу нет - склон обрывается в воду. Можно только уходить на посадку в левую пойменную часть ниже за склоном

(фото 12).

День четвертый. Переезд в глушь, в Саратов.

Там нас уже дожидается Миша Заржевский

(фото B).
Вечер, мы в городе, по городскому телефону выясняем, что Миша на полетах в районе "Стрелки". "Стрелка", как оказалось, - это пересечение дорог под острым углом где-то возле Политехнического института. Издали обращаем внимание на горы в черте города и замечаем… крыло в воздухе. Рыскаем в поисках подъезда. Наконец добираемся на плато. Там, каким-то чутьем, практически без дороги, доезжаем до бровки и видим Мишу…, сидящего на дереве в окружении роскошно развешенного параплана.

Приветствующие слова: - Вам помочь?

Ответ на приветствие: - Пила и пассатижи есть? Видимо так принято здороваться у саратовских парапланеристов, ну что же, - мы не нарушаем традиции. В результате около 3-х часов снимали Мишино крыло.

Следующий день, пятый.

Миша Заржевский берется нам провести парапланерную краеведческую экскурсию.

Точка 7. Едем на Буданову гору. Дует ЮВ, сначала слабый, но к 12 часам усиливается термичкой в порывах, а порой затихает. Склон на этой стороне невысокий, к тому же ветер косит. Временами сильно выдувает, но большей частью просаживает. К 14 часам довольно сильно заюжил. Миша предлагает ехать на "Стрелку" в черте города. Едем.

Точка 8. "Стрелка" - это довольно крупная ложка, ориентированная под ЮВ, Ю. Перепад высот около 100 метров над долиной, сама ложка густо поросла лесом., стартовать можно только на "лысых" участках склона, сзади везде деревья. Внизу какие-то постройки и спортивные площадки. Стартую. Один галс влево, вдоль стартового склона. Держит, но не поднимает. Ухожу вправо. Там уже Саша и Миша выше склона метров на 80-100. Ближе к ложке быстро поднимает с забросами. Набираю метров 70 и делаю галсы. В самой ложке поднимает везде до 150 м., но в порывах турбулентность, видимо это доходят роторы от высотных зданий внизу. Летать можно долго. К вечеру у нас два сюрприза: Саша и Иван свили по "гнезду". Ваня на склоне, Саша при посадке на верхнем плато. По два часа для ликвидации "гирлянд" из парапланов


(фото 13,14).

День шестой. По всем показателям нелётный. Полдня шатаемся по Саратову. В 15-00 выезжаем из него. Едем вдоль Волги в сторону Волгограда. Планируем доехать до Романовки. Не доезжая километров 10 до Камышина по трассе Р 228 справа на горизонте обнаруживаем высокую холмистую гряду без деревьев. Сворачиваем на проселочную дорогу. В результате двухчасовых блужданий, уже в темноте выбираемся на широкое плато. Где-то под нами искомый склон.

День седьмой. Утро.

Точка 9. С рассветом спешу на край плато. Оттуда открывается великолепное зрелище, просто мечта парапланериста: склон высотой 120 м с редкой кустарниковой растительностью по бровке, образует подковообразную нишу в диаметре более 1 км обращенную на СЗ. Внизу степь.



(фото 15,16)
В левой части склона недействующее в это время стрельбище. Дует слабый ветерок, но нужного направления. Координаты GPS: N51.55076, E45.98607, ближайшее село Ельшанка. Пока фён раздувается, производим рекогносцировку местности. Проезжаем дальше к северу вдоль подковы, за выступающим мысом обнаруживаем еще подобный склон той же ориентации

(фото 17).

Точка 10. Еще дальше к северу еще склон, немногим ниже остальных, но обращенный к северу




(фото18).

К полудню достаточно подуло. Летаем



(фото 19).
Ветер неровный, временами приходят термические потоки, в которых довольно сильно и продолжительно подымает. Так продолжается целый день. Наибольший подъем над бровкой 460 м у Вани. Мне удалось обкрутить довольно сильный но узкий поток с силой +5 м/c с улетом за плато на 3-4 км. Облетаны два склона: над стрельбищем и соседний, условия пилотирования что на одном, что на другом одинаковы. Вечером уезжаем в Романовку.

День восьмой. Романовка.

Точка 11. Идеальная "ложка" с размахом "крыльев" 3-4 км ориентированная на СЗ, З, ЮЗ.





(фото 20,21) Ветер неустойчивый СЗ направления, в первый половине сильно раздуло, но к обеду поутихло, хотя неравномерные потоки создают некомфортное пилотирование в условиях турбулентности. Делаем небольшой дневной перерыв, и к вечеру опять на склон. Вечерний бриз-"молоко" держит часа два над бровкой в метрах 10-20



(фото 22, 23).

День девятый. Там же. Ветер З 3-4 м/c небо затянуто и слегка моросит дождь. Летаем в динамике часа 1,5. Дождь усилился, укладываем сильно промокшие крылья и двигаемся в Волгоград.

День 10. Саша и Ваня автобусом едут в Москву, я еще остаюсь на несколько дней в Волгограде. На этом наше путешествие завершилось.

Итоги:

1. Облетатано 5 мест:
1.1 Сторожевое
1.2 Буданова гора
1.3 Саратовская "Стрелка"
1.4 Ельшанка под Камышиным
1.5 Романовка
2. Налетано 4,5 дня из 9 возможных
3. Проезжено 2600 км
4. Найдено 3 новых полетных места:
4.1 Красивая Меча Ефремовский р-он с. Слободское, под ЮВ (необлетано)
4.2 Белогорье на Дону, под СВ (необлетано)
4.3 Ельшанка под Камышиным, под СЗ и С (облетано под СЗ)