Авторотация


Авторотация - опасный режим полета параплана.
Режим параплана с вращением, из которго параплан самостоятельно не выходит. Т.е. вращение продолжается без его удержания пилотом и нахождении клевант в верхней трети диапозона управления парапланом. Наиболее опасный режим параплана, из-за высокой скорости снижения, которая может быть более 20 метров в секунду. Значительные перегрузки при авторотации, при длительном нахождении в ней, могут вызвать потерю сознания. Основная причина поподания в этот режим:
- галстуки (часто после негатива);
- ассиметричные сложения и подсрывы купола;
- завязки в стропах и обрывы строп;
- на некоторых крыльях режим авторотации возникает из крутой спирали, после увеличения скорости и перегрузки выше некоторых значений.
Авторотацию можно разделить на два вида:
- негативная, вращение может происходит даже спиной вперед, в этом случае со стороны эта авторотация похожа на фигуру из аэробатики SAT. Пилота перекашивает в подвеске. Ось вращения очень близка к куполу или даже находится между куполом и пилотом. При этом скорость снижения не так высока как в прямой авторотации, но высокая скорость вращения. Из-за потери ориентации трудно понять в какую сторону бросать запаску;
- прямая, аналогична крутой спирали, купол становиться перед пилотом, скорость и перегрузка нарастают, пилота часто перекашивает в подвеске и он не может выбраться из угла, что усугубляет положение.
Для выхода необходимо попытаться остановить вращение затягиванием внешей клеванты, можно попытаться остановить вращение пытаясь перекоситься на внешнююю сторону и задавливая внешнюю клеванту, при этом, если вращение начинает останавливаться, постараться это сделать как можно плавнее, т.к. резкий выход может иметь целый ряд эволюций со сложениями. Вообще говоря выход из всех режимов, связанных с перегрузкой должен быть плавным, например из крутой спирали, вначале плавно крутую спираль переводите в спираль на ухе, затем увеличиваете радиус и уменьшаете крен и выходите.
Наиболее кординальный выход из авторотации при наличии высоты более 500 метров (а так же при полном ее отсутсвия для запаски) - это задний свал. Причем усилия, которые приходится приложить к внешней клеванте очень значительны. Попав в авторотацию с галстуком и пытаясь свалить купол, я думал, что у меня оторвется клеванта, т.к. усилие составляло на мой взгляд не менее чем килограмм 40. Если не получается одной рукой, рекомендуют срывать консоль с помощью двух рук.
После ухода купола в задний свал необходимо его удержать несколько секунд в этом положении, выход как из заднего свала с отловом клевка.
Если аппарат старый, то возможно его разрушение: разрыв оболочки или обрыв строп.
Если у вас не получается остановить вращение и высота менее 500 метров, бросайте запаску, т.к. при длительном нахождении с большой перегрузкой вы можете потерять сознание.
При малых высотах, когда уже нет высоты бросить запаску, нужно срывать купол. Падение вертикально, гораздо лучше падения с вращением. Приземление парашютное.